титл 1

Наша профессия – «НЕВИДИМКА» - в работе, которой – НЕТ!!!

суббота, 14 января 2012 г.

УЛОВКА № ДВА – ЧИТАТЬ человека…


Видеть насквозь легко, разобраться – сложно…

Одно из ключевых умений любого разведчика (включая и коммерческого) – умение НАБЛЮДАТЬ.
Имеется существенные отличия простого видения окружающего от целенаправленного наблюдения, когда внимание наблюдателя ОСОЗНАННО концентрируется на значимых для исследователя и разведчика МЕЛОЧАХ, которыми, как правило, обычный человек в повседневной жизни пренебрегает. Для обычного человека подобные МЕЛОЧИ не имеют никакого особого значения, именно поэтому он и не обращает на них внимания.

На недолгое время, «товарищи курсанты» и слушатели, мы отойдем от рассмотрения кейсов и перейдем к ПРАКТИКЕ.
Цель данного набора практических упражнений может показаться малореалистичной... и, тем НЕ менее – ЦЕЛЬ – читать человека (потенциальный источник информации) – как книгу или журнал – по: его внешнему виду, повадкам, настроению, манере держаться, невербальным жестам.
ВСЕ это является весьма полезным подспорьем при установлении, развитии и поддержании устойчивого контакта (коммуникации) с источником информации...
Вспомогательная ЦЕЛЬ этой практики – научиться осознавать и контролировать СОБСТВЕННОЕ поведение, мимику, невербальные жесты и уметь подстраиваться под объект коммуникационного взаимодействия...
Наконец, практикуя предлагаемые и, отнюдь не сложные, упражнения вы повысите собственные навыки наблюдательности и наблюдения, ведь вам как раз и придется – концентрировать внимание на тех мелочах, которыми обычные люди (не разведчики) пренебрегают.
Впрочем, начнем мы с теории...
Для начала, рекомендую найти и перечитать исследования Алана Пиза...
Несмотря на то, что НЕ все из представленного на 100% соответствует действительности (учитывая особенности статистической выборки контрольной группы изучаемых). Тем не менее, большинство жестов невербальной коммуникации являются универсальными.
Читайте, изучайте, рассматривайте приведенные примеры на своих знакомых, а также и на себе, ибо некоторые жесты притягивают (и способствуют развитию контакта), а некоторые – напротив – способны разорвать коммуникацию и воздвигнуть барьеры...

Немного практических упражнений
Одновременно с теорией приступайте к практическим упражнениям. Практиковать их желательно постоянно до отработки устойчивых навыков.
Итак, упражнения, предлагаемые вашему вниманию, отнюдь НЕ сложны и НЕ потребуют особых усилий. Выполнять их можно в процессе повседневной деятельности или досуга, а дополнять их, как раз полезно параллельным разбирательством в языке невербальных жестов, уже озвученных ранее (Алан Пиз).
Предлагаемые упражнения, на самом деле, взаимосвязаны и в совокупности, позволят вам не только развивать зрительную память, но упрочить ваши навыки в искусстве (не таком уж и сложном) – ЧТЕНИЯ человека
Приступим, пожалуй…
При просмотре фильмов и сериалов
Независимо от происхождения кинопродукции (отечественная или иностранная) постарайтесь:
I. При просмотре фильмы (сериала) обратите внимание на актеров и исполнителей ВТОРОГО ПЛАНА (ВНИМАНИЕ!!! – НЕ звезд), а теперь пошевелите мозгами и постарайтесь вспомнить – ГДЕ ЕЩЕ, в каких фильмах и сериалах играли эти второстепенные актеры и (ЭТО ВАЖНО!!!) в КАКИХ РОЛЯХ конкретно – чем больше подробностей, тем лучше.
Теперь, тоже самое – ВСПОМНИТЬ – попробуйте в отношении тех людей, которые кажутся Вам знакомыми (т.е. возможно, вы их раньше где-то уже встречали, или вам так кажется) постарайтесь припомнить – ГДЕ и ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ такие встречи могли бы произойти.
Если делать это регулярно, то относительно быстро вы натренируете свой мозг таким образом, что даже при БЕГЛОМ взгляде на некое, ранее виденное, лицо, вы сможете припомнить, где и при каких обстоятельствах вы уже виделись прежде.

При поездках на общественном транспорте (или в публичных местах)
II. Если у вас нет каких-либо более неотложных дел попробуйте визуально – «СФОТОГРАФИРОВАТЬ» любого постороннего и случайного человека…
Секунд на 7 – 10 зафиксируйте взглядом какого-нибудь попутчика, сконцентрировавшись на особенностях его лица и его индивидуальных параметрах (форма мочек ушей, форма носа, носогубные складки, особенности черепа, форма бровей, особенности подбородка).
Теперь, закройте глаза и постарайтесь визуально воспроизвести лицо вашего попутчика. Если получилось, попробуйте мысленно развернуть лицо попутчика в профиль, в фас, в 3/4. Теперь, откройте глаза и сравните Ваше визуальное представление с оригиналом. Снова закройте глаза – представьте попутчика в гриме (парик, (усы или борода для мужчин) различные по стилю прически, цвет волос, макияж).
Теперь, не открывая глаз (или не смотря на попутчика) вспомните, особенности его телосложения, особенности верхней одежды (концентрируйтесь на трудноизменяемых предметах – т.е. тех, которые сложно быстро переодеть или изменить – обувь, нижняя часть одежды (брюки, юбка)), вновь – сравните с оригиналом.
Для удобства запоминания, попробуйте выделить детали лица, телосложения, одежды, поведения, особенно бросающиеся в глаза, а также и неявные, но так или иначе, характеризующие ваш объект…
Более сложная версия данной тренировки – делать все то же самое глядя не на попутчика, а на его отражение в стекле (автобуса трамвая, вагона метро, витрины магазина, театра и т.п.).
При пеших прогулках или если позволяют обстоятельства – обращайте внимание на особенности походки, осанки и манеры держаться вашего объекта.
Наконец, САМАЯ ТРУДНАЯ ЧАСТЬ задания – в конце дня постарайтесь в деталях припомнить ваш объект – «сфотографированный» утром при поездке на работу…
Получается???
В начале данной практики, экспериментируйте с 1 – 2 попутчиками, позднее увеличьте их количество до 2 – 4.
Данное упражнение лучше делать с постоянной регулярностью – сокращая время на фиксацию объекта и восстанавливая в памяти возможно большее кол-во трудноизменяемых деталей.
ТРЕНИРУЙТЕСЬ!!! Оба приведенных упражнения – взаимодополняющие.
Будут и другие упражнения, но, пока, попробуйте освоить – эти…
Они, НЕ такие сложные, но прекрасно тренируют визуальную память и способствуют обострению видения – «БЕГЛОГО» взгляда и фиксированию, казалось бы несущественных, мелочей…

Источники (здесь и здесь)
 

2 комментария:

  1. Отличные упражнения! Позволю себе несколько дополнений: для меня легче запомнить человека, проговаривая названия деталей его внешности и одежды про себя. Постепенно время такого проговаривания сокращается, а объект наблюдения "видится" ярче. Кроме того, полезно представить, например, каков материал одежды наблюдаемого на ощупь и т.д. То есть запоминание идет не только по визуальному каналу, но и с задействованием иных каналов (аудио, тактильный и т.д.) Для описания внешности можно использовать методику словесного портрета.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У каждого может быть своя метода запоминания, однако, я хотел бы подчеркнуть, что цели упражнений – НЕ только хорошее зрительное восприятие и запоминание (вернее, запоминание – распознавание), но и БЫСТРОЕ запоминание, т.н. «БЕГЛЫМ» взглядом.

      Кроме того, говоря о деталях одежды, прежде всего акцентируйтесь на тех ее деталях, которые невозможно быстро переодеть/переменить (брюки, юбка, обувь, цвет и фасон рубашки и т.п.). Этот навык может быть полезен, если, паче чаяния, по роду своей активности вам придется встретиться с сотрудниками СБ в роли сотрудников бригады наружного наблюдения (НН). В этом случае, и, особенно при малочисленности бригады ведущей НН – верхняя одежда (куртки, пальто, пиджаки) могут заменяться…

      Однако бывает трудно (ввиду лимита времени) сменить весь гардероб, посему, в первую очередь, обращайте внимание именно на эти предметы и детали одежды…

      Удалить