Who sent you here?
(ВОТ!!! – вопрос! Который НЕ должен возникать при работе под прикрытием..)
Ну, что же… После некоторой заминки, слушатели все же проявили некоторый интерес к учебному кейсу и… раскинув мозгами дали некоторые ответы. А ЭТО (пошуршать мозгами) – в нашем бизнесе (т.е. и в учебном процессе и на практике) является БАЗОЙ и ОСНОВОЙ – всего остального, включая последующую практическую активность.
Теперь, представим немного теории, предупреждений, обоснований и размышлений…
Прежде всего… О практической применимости…
Проникновение на объект разработки? Насколько ЭТО нам нужно и насколько вписывается в практику коммерческой разведки, особенно учитывая зоны Табу и ограничений?
Легальное (подчеркну – ЛЕГАЛЬНОЕ) посещение предприятий вовсе НЕ возбраняется! Более того, весьма часто, особенно в ситуациях промышленного/производственного бенчмаркинга такое посещение просто необходимо, что бы, как говорится, воочию увидеть те отличия в построении бизнес/технологических-процессов, которые могут быть заимствованы для собственного бизнеса, дающие значительные преференции, а также для организации/модернизации: производства; логистики; дистрибуции и т.п.
Правда, в этом случае, как правило, посещают ВОВСЕ НЕ!!! предприятия конкурентов (об этом… мы еще поговорим, рассматривая вопросы бенчмаркинга), а предприятия, работающие, желательно, в других отраслях производства/услуг/экономики, располагающие/использующие практические инструменты, которые можно адаптировать под потребности своего бизнеса.
Во ВСЕХ этих случаях речь идет именно о ЛЕГАЛЬНОМ посещении предприятий, правда, с использованием легенды прикрытия.
Впрочем, если у вас есть возможности ЛЕГАЛЬНОГО посещения предприятия конкурентов – ТАКОГО!!! – которое является естественным и НЕ вызывающим подозрений… почему бы и НЕ воспользоваться такой возможностью при условии невскрываемости (в силу ЛЕГАЛЬНОГО характера посещения) разведывательной активности.
Смею, однако, высказать предположение, что конкуренты, конкурирующие в одной сфере рынка; в отношении одной целевой группы потребителей; схожими товарами/услугами – весьма и весьма часто имеют мало отличий в организационных/производственных и прочих процессах, понять и изучить которые можно и БЕЗ непосредственного посещения объектов разведывательной разработки, используя открытую информацию, а также прямой аналитический метод.
Немного теории, или… ЧТО!!! мы легендируем…
В АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ!!! операции с использованием прикрытия разведка (и разведчик) легендирует ТРИ обстоятельства (или объекта)!
– Во-первых, субъект разведки – то есть СЕБЯ родимого!
КТО ВЫ??? Ваше появление в поле зрения объекта разработки (неважно, будь то конкретный человек, например, потенциальный источник внешней разведывательной сети или же организация – в лице ее сотрудников) НЕ должно СИЛЬНО!!! насторожить или обеспокоить разрабатываемый объект. А на ВСЕ!!! потенциальные вопросы у вас должны быть (ЗАРАНЕЕ подготовленные, проработанные) ответы и объяснения.
– Во-вторых, обстоятельства (место, время и содержание) разведывательного мероприятия!
ПОЧЕМУ??? Вы делаете ЭТО (именно это конкретное дело) ЗДЕСЬ (в этом месте и в это время)??? ПОЧЕМУ – ИМЕННО ВЫ??? – это делаете??? Для объекта разработки ваши действия – ВНИМАНИЕ!!! – В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ!!! – являются ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИМИ!!! Ведь, если бы НЕ ваша операция ЭТОГО бы – НЕ происходило, а жизнь и течение рабочего дня объекта – текла бы в обычном повседневном режиме. Отсюда – и ОСНОВНОЕ требование – полная ЕСТЕСТВЕННОСТЬ!!! происходящего или, вернее, максимально возможная близость к этой естественности.
– В-третьих, ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ операции!
Ваша ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ!!! – должна быть полностью скрыта от объекта разработки, за общим характером тех действий/деятельности/активности, которую вы осуществляете в ходе мероприятия. Объект разработки НЕ должен понять или догадаться – ЧТО??? – на самом деле, являлось ЦЕЛЬЮ!!! вашей непосредственной (или опосредованной) коммуникации с ним самим… или инфраструктурой его предприятия…
Рассмотрим подробнее практическое содержание этих ТРЕХ обстоятельств на примере предложенного кейса…
Субъект разведки, или… Who is you?…
Итак, согласно принятой легенде (смотри кейс 01:45 – 02:22) мы студенты, а посему… мы должны с легкостью отвечать как минимум на следующие вопросы:
– ГДЕ мы учимся (название ВУЗа и его местоположение)?
– На КОГО мы учимся (специальность и факультет – УЖЕ!!! объясняющие в некотором смысле причины нашего вторжения)? Дополнительные но, вероятно, имеющие место вопросы – на каком курсе мы учимся, что конкретно изучаем?
– Имеем ли мы документы, подтверждающие наше обучение?
Эти вопросы, при кажущейся легкости, требую тщательнейшей подготовки в процессе шлифовки легенды прикрытия. Посему, будет далеко НЕ лишним съездить в ВУЗ, познакомиться (а может, даже и потусить) с некоторыми студентами того курса и того факультета, который вы используете для прикрытия (опять же, сделать это можно под прикрытием студента, журналиста, социолога и т.п. проводящего некие научные/социальные/познавательные исследования и т.п.).
Кстати, реальные данные студентов (или преподавателей) могут понадобиться вам… ну, к примеру, для изготовления студенческого билета (и иных документов прикрытия, о которых чуть позже).
Итак, теперь вы знаете – кто вы, знаете – где учитесь и знаете некоторые особенности вашего обучения. Кроме того, у вас есть возможность создать как минимум один из документов прикрытия и вы ГОТОВЫ ответить на вопросы, касающиеся вашего обучения.
Обстоятельства мероприятия, или… What do you do?…
Как уже упоминалось – ЛЮБОЕ незапланированное ВТОРЖЕНИЕ или прямая КОММУНИКАЦИЯ с объектом разработки или инфраструктурой его мероприятия – В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ!!! – являются для объекта – ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИМ СОБЫТИЕМ!!! Ведь, если бы НЕ ваша операция ЭТОГО бы – НЕ происходило, а жизнь и течение рабочего дня объекта – текла бы в обычном повседневном режиме.
Перефразируя – вы ДОЛЖНЫ войти в контакт с объектом разработки – ОБЯВИТЬ ему (прямо или косвенно), что сейчас в ЭТОМ месте и в ЭТО время состоятся, скажем «ТАНЦЫ» (при этом обставив и представив сопутствующие обстоятельства таким образом – ЧТОБЫ ЭТО НЕ выглядело НЕЕСТЕСТВЕННО!!!), а после выйти и… «СТАНЦЕВАТЬ!!!» – причем, сделать ЭТО настолько естественно и профессионально – чтобы у окружающих НЕ ВОЗНИКЛО и малейших подозрений – ЧТО вы, собственно – НЕ «ТАНЦОР»!!! – ВОТ!!! – скромное содержание вашей работы в операциях под прикрытием.
НЕ ЗАБУДЬТЕ также, что в процессе вашего «танца», вы должны достичь ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ операции, ради которых все затевалось, и сделать ЭТО необходимо – НЕЗАМЕТНО для объекта разработки, НЕ возбудив у него подозрений.
Если вы полагаете, что сделать ВСЕ ЭТО – легко и просто, попробуйте прямо сейчас встать от своего компьютера и сбацать… скажем… «румбу», причем, профессионально…
Ну как??? Получилось? или, все же… необходима предварительная и тщательнейшая подготовка???
Ваши действия/активность – НЕ должны вызывать сомнений и/или вопросов, ответы на которые, в свою очередь, порождают НОВЫЕ сомнения или вопросы…
Вновь вернемся к нашему кейсу (смотри 01:45 – 02:22). Ситуация выглядит даже несколько комичной (хотя, на самом деле, трагичной, конечно же). Ответы на вполне обоснованные контрольные вопросы, нагромождают цепь случайностей, совпадений, неестественности и нестыковок (так – ЧЕМУ же??? – вы все-таки учитесь) и, скорее способствуют возбуждению обоснованных подозрений – нежели устраняют их.
Вы, впрочем (в отличие от незадачливых участников кейса), уже знаете – где, на кого и какой специальности вы учитесь. Осталось легендировать обстоятельства вашего посещения (мероприятия), а также создать правдоподобные документы, способные в еще большей степени СНЯТЬ вероятные подозрения.
Мы по-прежнему будем работать в канве обстоятельств, предлагаемых кейсом легенды.
Вероятно, в процессе мероприятия нам предстоит ответить на следующие вопросы, предоставив, подтверждающие ваши ответы, документы и обстоятельства – КОТОРЫЕ, при желании, можно и несложно ПРОВЕРИТЬ, убедившись в их подлинности:
– Почему вы пришли именно к нам?
Потому, что мы учимся там-то (такой-то специальности (вот наши студенческие билеты)) и получили учебное задание (ВОТ!!! кстати, и ОНО… подписанное деканом и руководителем нашей практики) и нам необходимо описать (сделать сравнительный доклад, к примеру, «об утилизации» отходов или т.п.).
– Вы бывали на других заводах?
Да! Мы должны, согласно нашему заданию сделать сравнительный анализ на разных предприятиях/отраслях, мы уже были на 2-х из 5-ти выбранных предприятиях Ваш завод – 3-й. А ВОТ!!! отчеты о результатах посещений 2-х первых заводов (в виде приложения к заданию). (и ЭТО – АБСОЛЮТНО ДОСТОВЕРНЫЕ!!! документы с заводов, которые вы реально посетили, готовясь к ЭТОМУ заданию. Вы, ведь, РЕАЛЬНО посетили!!! два предприятия отработав ту же программу, которую собираетесь отработать и ЗДЕСЬ! В ходе этих посещений вы сталкивались с аналогичной ситуаций и вопросами и ТЕПЕРЬ имеете практический опыт и навыки поведения, знаете – какие вопросы вам будут задавать, а также получили ДОКУМЕНТЫ, достоверно ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ естественность ваших действий в предлагаемых обстоятельствах.)
– Вы собираетесь куда-то в дальнейшем?
Вероятнее всего, этого вопроса уже НЕ возникнет. Впрочем, в процессе подготовки к заданию (в том числе, предварительно посещая другие предприятия) вы должны ЗАРАНЕЕ знать какие вопросы вам зададут и меть на них исчерпывающие, естественные и снимающие подозрения ответы.
Сокрытие ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ операции…
Здесь описывать особо нечего. Содержание и ход (практическая реализация) операции должны позволять (предусматривать возможности) непубличного достижения этих целей, причем сами действия (фотографирование, к примеру) могут носить явный и публичный характер…
Замечания и дополнения… (важные, как представляется)
Следует, пожалуй, выделить еще несколько значимых аспектов работы под прикрытием.
Прежде всего, стремитесь к «мимолетности восприятия». Одно дело, когда на предприятие, пусть и «случайно» забрели некие студенты/исследователи (и т.п.). Такое, ничем НЕ обязывающее событие, даже если и запомниться, то весьма ненадолго (с учетом предлагаемых обстоятельств посещения). Совсем другое дело, когда на предприятие приходят ПРОВЕРЯЮЩИЕ и КОНТРОЛИРУЮЩИЕ! Подобное посещение способно НЕ только взбудоражить многих (в том числе непричастных), вызывая ПОВЫШЕННОЕ внимание, но и запомниться наверняка – надолго (а в худшем случае повлечет привлечение «крыш», «защитников» и прочих нежелательных участников, способных разрушить или «засветить» вашу легенду и цели посещения).
В некоторых обстоятельствах (в зависимости от объекта и задаваемых обстоятельств операции/контакта) вы можете использовать возможности предварительного обеспечения контакта/проведения мероприятия, как то: предварительные звонки и договоренности о встрече/проведения мероприятия. Делать или НЕ делать ЭТО в каждом конкретном случае – вам покажет/подскажет предварительное изучение объекта разработки (а также возможная отработка мероприятия на сходных объектах – что иногда необходимо не только для тренировки, но и для получения документов прикрытия).
При правильно и грамотно разработанной легенде прикрытия (особенно легенды обстоятельств операции), вы не просто сможете попасть на объект, НО вас еще и встретят, и сами проведут по ВСЕМ, интересующим вас, точкам объекта.
Еще одно ВАЖНОЕ правило:
Фактически КАЖДОЕ новое мероприятие/операция требует подготовки нового прикрытия – ИМЕННО для ЭТОГО КОНКРЕТНОГО мероприятия и/или объекта. |
Даже, если вы используете долгосрочную легенду прикрытия – обстоятельства мероприятия ВСЕГДА требуют уточнения и подгонки по параметрам: естественности; «мимолетности восприятия»; тактике растворения в среде.
и… ПОСЛЕДНЕЕ…
Однажды (такое случается со многими, если НЕ со всеми…), будучи УЖЕ опытным и разбитным разведчиком, прошедшим «огонь, воду и медные трубы», при разработке и подготовке очередного мероприятия/операции – вы ЯСНО увидите!!! – что операция настолько проста и смехотворна – ЧТО НЕ требует особой подготовки и может быть выполнена, что называется – «с наскока»… «одной кавалерийской атакой»…
Если ТАКОЕ случиться с вами – ТО вам необходимо взять отпуск или уходить из профессии… ЕСЛИ ТОЛЬКО – вы НЕ ищете славы и лавров провалившегося и «засвеченного» промышленного шпиона…
Представленное – является общей методикой, НО, ни в коей мере – НЕ является шаблоном!!!
ОтветитьУдалитьВ разведке ЛЮБЫЕ ШАБЛОНЫ – ПРОТИВОПОКАЗАНЫ!!!
Подходите к ЛЮБОЙ операции прикрытия – творчески, сообразуясь с характером/характеристиками/параметрами объекта разработки и условиями его ОБЫЧНОГО (повседневного) окружения/среды…
Только ТАК можно добиться естественности, а также эффекта «мимолетного восприятия» – в каждом КОНКРЕТНОМ (и отдельном) случае, успешно и эффективно решая поставленные задачи.
Креатив, творчество и разнообразие подходов (для разных случаев) – здесь только приветствуется…